Коммунист Эйнштейн

Фото: www.kamenskkprf.ru

Можно слушать всяких клоунов в интернетах или на ТВ, заявляющих об ужасах «социалистической утопии» и кисельных берегах капитализма. А можно послушать мнение одного из величайших ученых в истории человечества. Тем более в его день рождения.

Почему социализм?

Стоит ли высказываться о социализме человеку, который не является специалистом в экономических и социальных вопросах? По ряду причин думаю, что да.

Давайте сначала рассмотрим этот вопрос с точки зрения научного знания. Может показаться, что между астрономией и экономикой нет существенных методологических различий. И в той и в другой учёные стараются открыть общие законы для определённой группы явлений, чтобы как можно яснее понять связь между ними. Но на самом деле методологические различия существуют. Открытие общих законов в области экономики затруднено тем обстоятельством, что наблюдаемые экономические явления подвержены воздействию многих факторов. И оценить каждый из них в отдельности крайне трудно.

К тому же, хорошо известно, что опыт, накопленный с начала так называемого цивилизованного периода человеческой истории, был в значительной мере ограничен и подвержен влиянию причин по своей природе неэкономических. Например, большинство великих государств обязаны своим появлением завоеванию. Народы-завоеватели делали себя юридически и экономически правящим классом завоеванной страны. Они присваивали себе монопольное право на владение землёй и выбирали жрецов только из своих рядов. Эти жрецы, в руках которых был контроль над образованием, сделали классовое разделение общества постоянным и создали систему ценностей, которой люди стали руководствоваться в своём общественном поведении, по большей части бессознательно.

Эта историческая традиция остаётся в силе. Нигде мы не преодолели того, что Торстен Веблен называл «хищнической фазой» человеческого развития. Существующие экономические факты принадлежат к ней, и законы, которые мы можем вывести из этих фактов, неприложимы к другим фазам. А так как цель социализма и состоит именно в том, чтобы преодолеть хищническую фазу человеческого развития ради более высокой, экономическая наука в её настоящем виде не способна прояснить черты социалистического общества будущего.

Во-вторых, социализм обращён к социально-этической цели. Наука же не способна создавать цели. Ещё менее – воспитывать их в человеке. В лучшем случае, наука может предоставить средства к достижению определённых целей. Но сами цели порождаются людьми с высокими этическими идеалами. И, если эти цели не мертворождённые, а обладают жизненной силой, их принимают и осуществляют те массы людей, которые полусознательно определяют медленную эволюцию общества.

Вот почему нам следует проявлять осторожность, чтобы не преувеличить значение науки и научных методов, когда дело касается человеческих проблем. И не следует полагать, что только эксперты имеют право судить о вопросах, влияющих на организацию общества.

Вот же некоторое время несчётные голоса утверждают, что человеческое общество находится в состоянии кризиса и потеряло стабильность. Для такой ситуации характерно, что люди испытывают безразличие или даже враждебность по отношению к большим или малым группам, к которым они принадлежат. В качестве примера, позвольте привести один случай из моего личного опыта. Недавно я обсуждал опасность новой войны, которая, на мой взгляд, была бы серьёзной угрозой существованию человечества, с одним умным и благожелательным человеком. Я заметил, что только наднациональная организация могла бы стать защитой от такой опасности. На что мой собеседник спокойно и холодно сказал мне: «Почему вы так сильно настроены против исчезновения человеческой расы?»

Я уверен, что ещё столетие назад никто не мог бы так легко сделать заявление подобного рода. Его сделал человек, который безуспешно пытался обрести какой-то баланс внутри себя и потерял надежду на успех. Это выражение мучительного одиночества и изоляции, от которых в наши дни страдают так много людей. В чём причина этого? Есть ли выход?

Легко задать такие вопросы, но трудно ответить на них с какой-либо определённостью. Тем не менее, я должен постараться ответить на них насколько позволяют мои силы, хотя и хорошо сознаю, что наши чувства и стремления часто противоречивы и неясны и что их нельзя объяснить лёгкими и простыми формулами.

Человек одновременно одинокое и социальное существо. Как существо одинокое он старается защитить своё существование и существование наиболее близких ему людей, удовлетворить свои желания и развить свои врождённые способности. Как социальное существо он ищет признания и любви других людей, хочет разделять их удовольствия, утешать их в горе, улучшать условия их жизни.

Именно существование этих разнородных, зачастую противоречащих друг другу стремлений отличает особый характер человека, а их конкретная комбинация определяет как степень внутреннего равновесия, которого человек способен достичь, так и степень его возможного вклада в благополучие всего общества. Не исключено, что соотношение этих двух побуждений, в основном, передаётся по наследству. Но становление личности, в конечном счёте, формируется окружением, в котором развивается человек, структурой общества, в котором он растёт, его традицией и оценкой, которую общество даёт тому или иному типу поведения.

Для отдельного человека абстрактное понятие «общество» означает сумму его прямых и косвенных отношений к своим современникам и ко всем людям прошлых поколений. Человек способен мыслить, чувствовать, желать и работать сам по себе. Но в своём физическом, умственном и эмоциональном существовании он настолько зависит от общества, что вне общества ни думать о человеке, ни понять его невозможно. Именно «общество» обеспечивает человека пищей, одеждой, жильём, инструментами труда, языком, формами мысли и большей частью её содержания. Его жизнь стала возможной благодаря труду и достижениям многих миллионов в прошлом и настоящем, которые прячутся за этим маленьким словом «общество».

Поэтому очевидно, что зависимость человека от общества является природным фактом, который нельзя отменить, как и в случае пчёл и муравьёв. Однако, в то время как жизненные процессы муравьёв и пчёл управляются, вплоть до мельчайших деталей, их жёсткими наследственными инстинктами, типы социального поведения и взаимоотношения человеческих существ сильно варьируются и подвержены изменениям.

Память, способность создавать новые комбинации, дар речевого общения сделали возможными для человечества такие формы жизнедеятельности, которые не диктуются биологической необходимостью. Они выражаются в традициях, общественных институтах и организациях; в литературе; в научных и инженерных достижениях; в произведениях искусства. Это объясняет, каким образом человек способен, в известном смысле, влиять на свою жизнь своим поведением и что в этом процессе участвуют сознательное мышление и желание.

При рождении человек наследует определённую биологическую конституцию, которую мы должны признать фиксированной и неизменной и которая включает природные побуждения, свойственные человеческому роду. К этому, в течение своей жизни, человек приобретает и определённую культурную конституцию, которую он усваивает от общества через общение и многие другие виды влияния. Именно эта культурная конституция меняется со временем и в большей степени определяет отношения между человеком и обществом.

Современная антропология, с помощью сравнительного изучения так называемых примитивных культур, учит нас, что социальное поведение людей может разниться в огромной степени и зависит от культурной модели и типа организации, которые доминируют в данном обществе. Именно на этом и основаны надежды тех, кто стремится улучшить участь человека. Человеческие существа не осуждены своей биологической конституцией на взаимное уничтожение или на милость жестокой судьбы, причина которой в них самих.

Если мы спросим себя, как должны быть изменены структура общества и культура человека для того, чтобы сделать человеческую жизнь как можно более удовлетворяющей, нам следует постоянно помнить, что существуют определённые условия, которые мы не можем изменить.

Как уже было сказано, биологическая природа человека не может быть подвергнута изменениям. Более того, технологические и демографические процессы последних столетий создали условия, которые останутся с нами надолго. При высокой концентрации населения, чьё существование зависит от производства товаров, исключительная степень разделения труда и высокоцентрализованный аппарат производства являются абсолютно необходимыми. То время, кажущееся нам теперь идиллическим, когда отдельные люди или сравнительно небольшие группы могли быть совершенно самодостаточны, – это время ушло навеки. Не будет большим преувеличением сказать, что уже сейчас человечество представляет собой одно планетарное сообщество в производстве и потреблении.

Теперь я могу коротко изложить своё мнение о сущности современного кризиса. Речь идёт об отношении человека к обществу. Как никогда раньше человек осознаёт свою зависимость от общества. Но эту зависимость он ощущает не как благо, не как органическую связь, не как защищающую его силу, а скорее как угрозу его естественным правам или даже его экономическому существованию.

Более того, его положение в обществе таково, что заложенные в нём эгоистические инстинкты постоянно акцентируются, в то время как социальные, более слабые по своей природе, всё больше деградируют. Все человеческие существа, какое бы место в обществе они ни занимали, страдают от этого процесса деградации.

Неосознанные узники своего эгоизма, они испытывают чувство опасности, ощущают себя одинокими, лишёнными наивных, простых радостей жизни. Человек может найти смысл в жизни, какой бы короткой и опасной она ни была, только посвятив себя обществу.

Действительным источником этого зла, по моему мнению, является экономическая анархия капиталистического общества. Мы видим перед собой огромное производительное сообщество, чьи члены всё больше стремятся лишить друг друга плодов своего коллективного труда. И не силой, а по большей части соблюдая законом установленные правила. В этой связи важно понять, что средства производства, т. е. все производственные мощности, необходимые для производства как потребительских так и капитальных товаров, могут быть и по большей части являются частной собственностью отдельных лиц.

Для простоты изложения я буду называть «рабочими» всех тех, кто не владеет средствами производства, хотя это и не вполне соответствует обычному использованию этого термина. Владелец средств производства имеет возможность купить рабочую силу рабочего. Используя средства производства, этот рабочий производит новую продукцию, которая становится собственностью капиталиста. Самое существенное в этом процессе заключается в соотношении между тем, что рабочий производит и сколько ему платят, если то и другое измерять в их действительной стоимости. Поскольку трудовой договор является «свободным», то что рабочий получает, определяется не действительной стоимостью произведённой им продукции, а его минимальными нуждами и соотношением между потребностью капиталиста в рабочей силе и числом рабочих конкурирующих друг с другом за рабочие места. Важно понять, что даже в теории заработная плата рабочего не определяется стоимостью им произведённого.

Частному капиталу свойственна тенденция к концентрации в руках немногих. Это связано отчасти с конкуренцией между капиталистами, отчасти потому, что техническое развитие и углубляющееся разделение труда способствует формированию всё более крупных производственных единиц за счёт меньших. В результате этих процессов появляется капиталистическая олигархия, чью чудовищную власть демократически организованное общество не может эффективно ограничивать.

Это происходит потому, что члены законодательных органов отбираются политическими партиями, а на них так или иначе влияют и в основном финансируют частные капиталисты, которые тем самым на практике встают между электоратом и законодательной сферой. В результате, народные представители в действительности недостаточно защищают интересы непривилегированных слоёв населения.

Более того, при существующих условиях частные капиталисты неизбежно контролируют, прямо или косвенно, основные источники информации (прессу, радио, образование). Таким образом, для отдельного гражданина чрезвычайно трудно, а в большинстве случаев практически невозможно, прийти к объективным выводам и разумно использовать свои политические права.

Положение, существующее в экономике, основанной на частнокапиталистической собственности, отличают два основных принципа: вo-первых, средства производства (капитал) являются частной собственностью и их владельцы распоряжаются ими как хотят; во-вторых, трудовой договор заключается свободно.

Конечно, в этом смысле такой вещи, как чистый капитализм, не существует. В особенности необходимо отметить, что в результате длительных и ожесточённых политических сражений рабочим удалось завоевать несколько улучшенный «трудовой договор» для определённых категорий трудящихся. Но в целом, современная экономика немногим отличается от «чистого» капитализма.

Производство осуществляется в целях прибыли, а не потребления. Не существует никакой гарантии, что все, кто может и желает работать, будут всегда способны найти работу. Почти всегда существует «армия безработных». Рабочий живёт в постоянном страхе потерять работу.

Поскольку безработные и низкооплачиваемые рабочие не могут служить прибыльным рынком сбыта, производство потребительских товаров ограничено, что приводит к тяжёлым лишениям.

Технический прогресс часто влечёт за собой рост безработицы, вместо того чтобы облегчать бремя труда для всех. Стремление к прибыли, в сочетании с конкуренцией между отдельными капиталистами, порождает нестабильность в накоплении и использовании капитала, что приводит к тяжёлым депрессиям.

Неограниченная конкуренция ведёт к чудовищным растратам труда и к тому изувечиванию социального сознания отдельной личности, о котором я уже говорил. Это изувечивание личности я считаю самым большим злом капитализма. Вся наша система образования страдает от этого зла. Нашим учащимся прививается стремление к конкуренции; в качестве подготовки к карьере, их учат поклоняться успеху в приобретательстве.

Я убеждён, что есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно путём создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану.

Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребностями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его членами способными трудиться и гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ребёнку.

Помимо развития его природных способностей, образование человека ставило бы своей целью развитие в нём чувства ответственности за других людей, вместо существующего в нашем обществе прославления власти и успеха.

Необходимо помнить, однако, что плановая экономика это ещё не социализм. Сама по себе, она может сопровождаться полным закрепощением личности. Построение социализма требует решения исключительно сложных социально-политических проблем: учитывая высокую степень политической и экономической централизации, как сделать так, чтобы бюрократия не стала всемогущей? Как обеспечить защиту прав личности, а с ними и демократический противовес власти бюрократии?

Ясность в отношении целей и проблем социализма имеет величайшее значение в наше переходное время. Так как в настоящее время свободное, без помех обсуждение этих проблем находится под мощным табу, я считаю выход в свет этого журнала важным общественным делом.

Марксистский журнал «Monthly Review» № 1, 1949 год.
Альберт Эйнштейн.

 
По теме
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Taganrog.Su Европейские СМИ опять пугают нас. Житель французского региона Нормандия погиб в результате нападения тропических шершней.
25.09.2018
«Прежде всего, гражданам необходимо помнить, что их безопасность напрямую зависит от их бдительности и внимательности.
25.09.2018
 
Расклейщикам грозят штрафы - Администрация г. Новочеркасск В Новочеркасске продолжается работа по привлечению к ответственности нарушителей в сфере размещения рекламы и иных объявлений.
25.09.2018
Арташес Арутюнянц Фото: Пресс-служба ФК "Ростов" - Комсомольская правда Основная цель - привлечение инвесторов в клуб Александр СТЕПАНОВ Виктор ГОВОРОВ 25 сентября на внеочередном заседании Законодательного Собрания донского региона депутаты внесли изменения в областной закон о прогнозном
25.09.2018
 
В 2014 году мирное население Донбасса пыталось остановить украинские войска словом. Сегодня мало кто решается открыто высказывать свое отношение к ВСУ. Фото: AFP/EAST NEWS - Комсомольская правда Бывший доброволец, служивший в зоне АТО, издал книгу, в которой без прикрас описал будни обычного подразделения недалеко от передовой Александр КОЦ @sashakots Когда-то, как теперь кажется - очень давно,
25.09.2018
 
«ОкеанЭксперт» требует включения в состав кредиторов  Компания «ОкеанЭксперт» из Ростовской области подала заявку на включение в реестр требований кредиторов судоходной компании «Палмали».
24.09.2018
20 сентября 2018 года начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований,
24.09.2018
 
Цифровая энергия для цифровой экономики - Торгово-промышленная палата Перспективы развития региональной энергетики обсудили на Ялтинской энергетической конференции – 2018, которая прошла с 19 по 20 сентября 2018 года в городе Ялта (Крым).
24.09.2018
Эти данные, конечно, вряд можно назвать максимально объективными, однако же общую картину они все-таки отражают неплохо. Таблица: strelkamag.com - Комсомольская правда Десятки тысяч ростовчан уже перебрались в поисках лучшей жизни в главный город страны Александр СТЕПАНОВ Совсем недавно по соцсетям активно и весело гуляла новость о том,
24.09.2018
В центре донской столицы прохожие отбили у драчливых самарцев двух пожилых ростовчан: ВИДЕО - Панорама Приезжие начали потасовку с попытки "стрельнуть" мелочи Вчера днем, 24 сентября, около Дома творчества молодежи на улице Большая Садовая в донской столице за драку были задержаны двое молодых мужчин.
25.09.2018 Панорама
Ростовчанку с израильским паспортом осудили за контрабанду старинных монет - DonNews.Ru Фото tourprom.ru Она пыталась вывезти ценности времён Российской империи В Ростове 46-летнюю женщину с двойным гражданством признали виновной в контрабанде культурных ценностей из-за 4 монет.
25.09.2018 DonNews.Ru
Очевидцы сообщают об одном пострадавшем, который с тяжелым ранением доставлен в больницу Ирина ЛЕНЕВСКАЯ В ночь с 23 на 24 сентября на Днепровском произошла массовая драка.
24.09.2018 Комсомольская правда
«Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 Комсомольская правда
Два века городского сада - Центральная библиотечная система Ростова-на-Дону Литературно-художественный вечер «Два века городского сада» провела 24 сентября для  воспитанников детского объединения «Мир Жданова» Дворца творчества детей и молодежи г.
25.09.2018 Центральная библиотечная система Ростова-на-Дону
Желание творить не имеет границ и возраста! - Министерство образования   20 сентября в ДК «Энергетик» г. Цимлянска Ростовской области прошел ежегодный Межрайонный фестиваль творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «30 лет дорогою Добра и Милосердия»,
25.09.2018 Министерство образования
Ростовский музыкальный театр попросил у РПЦ разрешения на постановку «Хованщины» - DonNews.Ru «Хованщина» в опере Бастилии в Париже. Фото belcanto.ru В епархии дали добро Руководство Музыкального театра согласовало постановку оперы «Хованщина» Модеста Мусогорского с Ростовской-на-Дону епархией,
25.09.2018 DonNews.Ru
Дети смогли изучать историю Олимпийских игр, они также узнали о символах и атрибутах мероприятия 21 сентября в детском саду  №28 «Изумрудный город» в группе №11 открыли мини-музей значков и выставку первой коллекции «
24.09.2018 Газета Вперёд
Турнир среди студенческих команд памяти Бориса Кабаргина прошел четвертый раз - Министерство по физкультуре и спорту В Ростове-на-Дону на стадионе спортивной школы олимпийского резерва № 8 имени Виктора Понедельника в минувшую пятницу состоялся турнир среди футбольных студенческих команд,
25.09.2018 Министерство по физкультуре и спорту
На стадионе «Труд» Федерация легкой атлетики Ростова-на-Дону при поддержке Управления по физической культуре и спорту и Управления образования, провела летнее первенство города среди школьников.
25.09.2018 Деловое сообщество
мелихов.jpg - Администрация г. Ростов на Дону 27 сентября в 18.00 в кинозале Донской публичной библиотеки в рамках XVI Фестиваля «Донская книга» состоится творческая встреча с писателем, публицистом Александром Мелиховым, сообщает пресс-служба ДГПБ.
25.09.2018 Администрация г. Ростов на Дону
В администрации Кировского района состоялось совещание по вопросу проведения в осенний период противогриппозной прививочной кампании среди работающего населения.
25.09.2018 Деловое сообщество
Сразу в нескольких местах города сегодня произошли прорывы водопровода. Аварийные бригады работали по устранению их с самого утра.
25.09.2018 Taganrog.Su